Автор Тема: Беларусь: национальное возрождение, национальная самоидентификация  (Прочитано 1447 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

д-р Юдик

  • www.yudik.org
  • Администратор
  • Державный Великий Верховный Инспектор
  • *
  • Сообщений: 6692
  • Респект: +0/-0
  • Пол: Мужской
  • Добрейший местный главврач и джидай Мэлмока
    • www.yudik.org
МОВАВЕДА - Курсы Беларускай Мовы

Курсы “Моваведа” сваёй пляцоўкай  абралі “Беларускую прастору” у ГЦ “Валеа”. Заняткі будуць праходзіць там шточацвер ў 19:00.

Невялікі ролік-ракламка курсаў “Моваведа”, пераагучаны з фрагмента серыяла пра Шэрлака, у момант абляцеў байнэт. Але ёсць і іншыя, паглядзець якія будзе цікава.

“У нас ўжо было пяць сезонаў з 2008 года. І гэта былі першыя масавыя бесплатныя курсы, але мы не асвятлялі гэта інфармацыйна, таму і атрымалася, што “Мова ці кава” аказалася першай інфармацыйна вядомай”, — адзначае арганізатар гэтых курсаў, філолаг, выкладчык мовы и літаратуры Аляксей Шэін.

За першыя пяць гадоў праз «Моваведу» прайшлі сотні людзей. Задача курсаў практычная — у лёгкай інтэрактыўнай форме парушыць псіхалагічны бар’ер ужывання беларускай мовы. “Усе мы ведаем мову, але не ўсе можам ёю карыстацца”, — лічыць Аляксей.

Ён адзначыў, што на гэтых курсах не будзе нейкай складанай граматыкі, а акцэнт будзе менавіта на практычным ўжыванні. “Як паказвае практыка, дастаткова тры месяцы для таго, каб чалавек пачаў гаварыць, думаць і нават сніць на беларускай мове”, — падкрэслівае ён.

Ці будзе «Моваведа» адрознівацца ад тых курсаў, што ўжо зарабілі сабе папулярнасць, невядома, бо Аляксей Шэін не наведвае заняткі “канкурэнтаў” і яму цяжка знайсці нейкія істотныя моманты, што не будуць падобныя.

Паспяховыя наведвальнікі гэтых курсаў атрымаюць сертыфікат. “Мы глядзім на тое, як чалавек удзельнічаў, не прапускаў заняткі і рабіў хатнія заданні. У выніку самыя лепшыя атрымліваюць сертыфікаты”, — распавёў Аляксей.

Каб атрымаць сэртыфікат, наведваць “Моваведу” трэба мінімум паўгады. “Мы хочам, каб пасля людзі не толькі маглі хадзіць туды, дзе ёсць беларускамоўнае асяроддзе, але і самі маглі быць такімі светачамі беларускай мовы для іншых людзей”, — адзначыў Шэін.

Акрамя таго, «Моваведа» зможа прыняць наведвальнікаў іншых курсаў, што спыняюць сваю здейнасць на лета.

Психотерапия : http://psycho.by/

д-р Юдик

  • www.yudik.org
  • Администратор
  • Державный Великий Верховный Инспектор
  • *
  • Сообщений: 6692
  • Респект: +0/-0
  • Пол: Мужской
  • Добрейший местный главврач и джидай Мэлмока
    • www.yudik.org
Концепция беларуской национальной идеи
« Ответ #1 : 04 Июнь 2014, 09:49:02 »
Беларуский народ, несмотря на 20 лет жизни в суверенном государстве, продолжает находиться в идеологической и культурной зависимости от России. Эта зависимость удерживает Беларусь в орбите политико-экономических интересов соседнего государства – в ущерб интересам беларуского народа, мешает ему развиваться как самодостаточной нации.

До сих пор ни официальные идеологи, ни общественные деятели не предложили нашему народу национальную идею, способную консолидировать беларусов в нацию и четко выделить себя среди других современных наций.

Все официальные идеологические концепции – от происхождения беларусов до модели «социального государства» – заимствованы из российско-советского контекста, научно несостоятельны, служат в первую очередь интересам России. Беларусам необходим переход от пророссийских концепций к своим собственным, требуется новое понимание самих себя, своей истории.

1. Происхождение беларусов

Первый необходимый шаг – выход из сферы идеологического влияния России. Это влияние, в свою очередь, связано с навязанными беларусам тремя базовыми мифами:

— мифом славянства (восточного славянства);

— мифом триединого русского народа;

— мифом преемственности Москвой государственности от Киевской Руси.

Все они противоречит данным, накопленным современной наукой.

Российская концепция происхождения беларусов

Согласно ей, беларусы появились в результате разделения некогда единого древнерусского народа. Славянские предки беларусов в VI—VIII вв. заселили Беларусь, вытеснив либо ассимилировав аборигенов-балтов, живших здесь до них. В XIII—XIV вв. эти славянские предки попали под гнёт литовцев (летувисов), а затем поляков, благодаря чему и сформировались в качестве своеобразного этноса. Но, изнывая под гнетом литовско-польских феодалов, беларусы всегда тяготели к России. В конце XVIII века войска Российской империи освободили их от иностранного угнетения, произошло воссоединение со «старшим братом» – великим русским народом. Свою государственность беларусы впервые обрели только в 1919 году, в связи с учреждением БССР.

Ненаучность идеи этнического единства восточных славян

У беларусов, украинцев и русских никогда не было общих предков. Беларусы – потомки балтских племен (ятвягов, кривичей, пруссов и др.); украинцы – потомки скифо-сарматских племен (печенегов, половцев и др.); русские – потомки финно-угорских племен (мордвы, чуди, печеры, муромы, мещеры, веси…), испытавшие вдобавок мощное влияние тюрков.

Люди, проживавшие на территории будущей Беларуси, Украины и России до принятия христианства говорили на собственных неславянских языках. Славянский язык – это язык христианской миссии в Восточной Европе, его несли сюда сначала миссионеры из Великой Моравии в VIII веке, а затем завоеватели-варяги (русы) в IXвеке – вместе с христианством.

Постепенно (за 500 – 700 лет) местное население перешло на язык княжеской администрации и христианской церкви. Однако каждый народ по-своему сочетал славянский язык князей, бояр и христианских книг с языком своего этноса. В результате возникли сначала десятки местных диалектов, а потом на их базе – современные беларуский, украинский и русский языки. Но в этническом, культурном, ментальном отношениях каждый народ остался самим собой.

Единого русского народа никогда не было

Согласно мифу о «едином русском народе», на территории современных Беларуси, Украины и России в древние времена жил единый славянский народ – русы (или русичи). Основные доводы в пользу данной теории – так называемый «древнерусский язык» летописей и тот факт, что в летописях князья называются «русскими».

Но в контексте летописей славянин и рус – разные понятия: славяне – это местное население, подчинённое русам, тогда как русы – правящая каста.

Летописные «русы» – это варяги, иноземные воинские дружины (видимо, скандинавского и полабского происхождения), взявшие под свой контроль водные торговые пути «из варяг в греки», пролегавшие по территории современных Беларуси, Украины и западных областей России. Славяне – общее название тех туземцев на подконтрольных варягам землях, которые научились «словить» – понимать язык русов.

Пресловутые «восточнославянские племена» – кривичи, дреговичи, радимичи, вятичи, древляне, север и прочие – это названия подконтрольных областей, придуманные администрацией «русских» (варяжских) князей, а не самоназвания племен.

По мере распространения христианства понятия «русские», «русичи», «русины» стали обозначать население, принявшее христианство – независимо от его этнического происхождения. Иными словами, «единого древнерусского народа» никогда не было. Была небольшая прослойка варяжской администрации и военных дружин, контролировавшая земли современных беларусов, украинцев и русских.

Киевская Русь – государство варягов

Киевская Русь – колониальное раннефеодальное государство варягов-русов, созданное с целью контроля водных торговых путей. История Киевской Руси – это история варяжских династий и варяжских городов, полиэтничное население которых составляло не более 1 % населения всей колонизованной территории.

История Руси начинается с прихода в будущую Новгородскую и Псковскую земли варягов-русов во главе с Рюриком*. Именно варяги принесли свою «русскую» цивилизацию и само понятие «русь». До варягов на этих землях ни русов, ни Руси не существовало.

В процессе продвижения варяжских дружин по рекам в южном направлении возникло относительно единое государство – Киевская Русь. Оно представляло собой сеть небольших варяжских опорных пунктов (градов) на важнейших водных путях. Новгородские и киевские летописи называют «русскими» всех князей варяжского происхождения («поколения русского»).

/* Ученые продолжают спорить о том, откуда прибыл Рюрик со своей дружиной – из Швеции, Дании или Полабья. – Прим. ред./

Для усиления власти князей (конунгов) и под культурным влиянием Византии, варяги стремились обратить туземное население в единую христианскую веру. Варяжская верхушка первой приняла ее. Язык христианской миссии – церковно-славянский, был принят в качестве государственного. С того времени понятие «русский» стало синонимом христианина и относилось ко всем людям, принимавшим христианство, независимо от этнической принадлежности. А «русским языком» назывался канцелярский вариант церковнославянского языка.

Россия – наследница Золотой Орды

Единый варяжский (русский) цивилизационный ареал нарушился в 1237—1240 гг. – с приходом татаро-монголов. Значительная часть территории будущей России и Украины оказалась под их властью*.

/* На беларуских землях монгольская агрессия была отражена. Общая угроза ускорила интеграционные процессы. В начале XIV века балтский этнический ареал сомкнулся в единый организм: Полоцкая Кривия, Полесье, а вслед за ними и Смоленщина по своей инициативе вошли в состав Литвы./

Татаро-монголы принесли в русскую (варяжскую) – относительно европейскую цивилизацию – другие принципы государственного устройства и управления. Они были основаны на азиатской деспотии: всякий человек в государстве – раб и личная собственность верховного правителя.

Данный принцип проводился в жизнь руками местных князей (потомков варягов). Опорной базой ордынской политики стала Владимиро-Суздальская земля – будущая Московия. Ярослав Всеволодович, великий князь Владимирский в 1238—1246 гг., основал проордынскую династию. Его потомки – Александр «Невский», Иван «Калита», Дмитрий «Донской», Василий «Темный», Иван «Грозный» и прочие – укрепляли монгольский принцип власти на подконтрольных им землях.

Московия при поддержке Орды поглощала окрестные земли, кровью насаждала ордынский принцип управления, искореняла варяжскую вечевую демократию. Прежняя варяжская элита постепенно заменялась татарской, принявшей крещение.

С ослаблением власти чингизидов – потомственных правителей Золотой Орды, Московия к концу XV века заняла лидирующее место среди бывших монгольских улусов (вассальных автономий) и продолжила ордынскую политику уже в своих интересах.

Последние островки варяжской Руси – Новгород и Псков – ликвидировали, соответственно, Иван III (в 1477 г.) и Василий III (в 1510 г.). После этого Русь как таковая перестала существовать. Наименование «Русь» в титуле московских великих князей утратило первоначальный смысл, стало использоваться как предлог для политических претензий на земли соседей.

Современная Россия – преемница и продолжательница Золотой Орды.

Беларусы – потомки людей, тысячи лет живущих на родной земле

Современное коренное население Беларуси генетически и антропологически идентично населению, проживавшему на этой земле три тысячи лет назад, в так называемом «железном веке». Здесь менялись культуры, языки и верования, но народ оставался тем же.

В XIII веке образовалось Великое княжество Литовское (ВКЛ) – государство, противостоявшее экспансии со стороны Тевтонского Ордена, Галицкой Руси и Польши. Государственную традицию принесли сюда выходцы из Пруссии и Полабья, бежавшие от германской (тевтонской) экспансии в земли ятвягов. Они представляли собой воинскую касту «литва» (от слова «лют», обозначавшего волка – тотемное животное воинов-язычников). Этот термин позже стал самоназванием народа (его этнонимом).

Полоцкая Кривия и Полесье добровольно вошли в состав ВКЛ.

Как уже сказано, старорусский (древнерусский) язык – это канцелярский вариант церковнославянского языка, заимствованного варяжской администрацией в Моравии и Византии вместе с христианством. Он был избран в качестве языка делопроизводства в ВКЛ потому, что уже получил распространение на территории государства благодаря пропаганде христианства. Со временем древнерусский язык вытеснил балтские языки местного населения, однако под их воздействием преобразовался в крестьянской среде в местные диалекты. На их основе в конце XIX – начале ХХ века был создан литературный беларуский язык.

В XX веке в Беларуси широко распространился принесенный из России язык московитов под названием «русский». Этот московский «русский» язык под воздействием местных говоров приобрел в Беларуси специфическую форму, получившую название «трасянка».

2. Духовные и геополитические бренды беларусов

Что такое духовные и геополитические бренды?

Это уникальные символы (названия, образы), олицетворяющие важные идеи.

Например, крест – символ христианства, олицетворяет христианские ценности. Бело-красно-белый флаг – символизирует национальное возрождение Беларуси.

/* Английское слово «brand» переводится как фабричное клеймо или тавро, заводская марка, сорт, качество. – Прим. ред./

Духовными брендами могут быть названия наций и государств, национальные символы, имена богов, мифические и реальные герои и т.д.

Духовные бренды символизируют ценности, относящиеся к идеальной сфере (проблемы добра и зла, истины и заблуждений, смысла жизни и т.п.). Их трудно заменить чем-то другим, ибо они являются частью самосознания личности. Нация в этом смысле – совокупность личностей, связанных общими духовными брендами.

Чаще всего в основе духовного бренда лежит миф, либо мифологизированное историческое событие. Как правило, духовный бренд монополизирует олицетворяемую идею, определенный участок культурного или культурно-исторического пространства.

Духовные бренды играют одновременно две роли. Внутренняя роль – быть частью духовной основы нации. Народу необходимы маяки-ориентиры в виде национальных брендов, которые опознаются и принимаются народом как «свои», являются предметом национальной гордости, способствую консолидации нации.

Внешняя роль – духовные бренды регионального и геополитического масштаба являются основой внешнеполитического диалога, помогают государствам позиционировать себя на мировой арене.

Например, исторический бренд «Речь Посполитая», принятый Польской республикой, монополизирует в пользу Польши культурно-историческое наследие всей Речи Посполитой. Прибалтийскую республику Летуву мировое сообщество воспринимает как наследницу Великого княжества Литовского. Бренд «татары» закрепился за потомками волжских булгар, которых сегодня в России воспринимают как потомков татаро-монголов, завоевавших варяжскую Русь.

Исторические примеры геополитических брендов – Римская империя, Золотая Орда, Киевская Русь, Великое княжество Литовское, то есть, политические образования, оставившие заметный след в мировой истории. Их названия несут мощную эмоциональную и смысловую нагрузку. Ныне это такие образования, как США, Евросоюз, Исламский мир, Китай.

К региональным геополитическим брендам можно отнести такие, как Венецианская республика, Запорожская сечь, Новгородская Русь…

Исторически ряд геополитических брендов связан с Беларусью – это «славянство», «Русь», «Литва» (ВКЛ), «Речь Посполитая». Отметим, что не всегда субъекты политики – держатели брендов имеют достаточные исторические основания на то, чтобы использовать их.
Психотерапия : http://psycho.by/

д-р Юдик

  • www.yudik.org
  • Администратор
  • Державный Великий Верховный Инспектор
  • *
  • Сообщений: 6692
  • Респект: +0/-0
  • Пол: Мужской
  • Добрейший местный главврач и джидай Мэлмока
    • www.yudik.org
Литва

Этот бренд возник в беларуских этнических землях и был реализован беларуской национальной элитой во времена Великого княжества Литовского. Но после захвата ВКЛ Россией сознательно предан забвению в русле политики русификации. В 1918 году его приняла в качестве самоназвания республика Летува (Lietuva). А мы – истинные правообладатели бренда – выступаем под новым именем («Беларусь»), которое, как и в случае с Украиной, ещё не стало брендом.

Речь Посполитая

Термин RzeczpospolitaOboigaNarodow (Республика Обоих Народов) был принят в конце XVI века по инициативе литвинской правящей элиты для обозначения военно-политической конфедерации ВКЛ с Королевством Польским. Сегодня он незаслуженно считается синонимом названия Польша.

В действительности это общий бренд беларусов и поляков, ясный и недвусмысленный ввиду огромного количества фактов. Исторически, это сравнительно удачный пример сосуществования и военного сотрудничества двух этнически близких народов – поляков (ляхов, мазуров) и беларусов (ятвягов-кривичей-литвинов).

Инициатором создания Речи Посполитой выступила беларуская правящая элита. Причиной послужила военная угроза со стороны Московии. Мы имеем полное историческое право на использование данного бренда наравне с поляками. В какой форме и каким образом – это задача беларуским учёным и дипломатам. В любом случае, наше государство должно изменить устоявшееся у беларусов и поляков мнение, что Речь Посполитая – это исключительно Польша, подчинившая себе Беларусь.

Современное название страны и народа

Народы, недавно получившие независимость, обычно малоизвестны на международной арене. Вполне возможно, что их названиям (этнонимам) не суждено стать брендами. Близки к ним так называемые «обездоленные» народы, чьи исторические бренды по различным причинам преданы забвению либо используются другими субъектами.

Мы относимся к числу таких народов. Название «Беларусь» не вызывает ни уважения, ни трепета у соседей. Не испытывают особой приязни к нему и сами беларусы. За пределами Восточной Европы его вообще с трудом узнают, зачастую называют «WhiteRussia», «Weisrussland», воспринимают Беларусь как историческую часть России. Почему же название «Беларусь» не является брендом?

(1) У названия «Беларусь» нет исторических корней. Его придумали в конце XVIII века в России, специально для замены термина «Литва». Попытка искусственного «удревнения» названия «Беларусь», а тем более поиск зацепок в древней истории вызывает у соседей в лучшем случае недоумение, в худшем – издевки в отношении «искусственного» народа, «ранее не существовавшего».

(2) Беларусь не имеет исторических оснований для претензий на бренд «Русь». В состав Киевской Руси наши земли вошли насильственно и вскоре либо откололись от неё в самостоятельные княжества, либо интегрировались в состав более крупных этнических образований.

Бренд «Русь» давно и прочно закрепился за Россией, поэтому любые вариации на эту тему рассматриваются через призму сложившейся традиции, где любая «Русь» – производное от России.

(3) Приставка «бело-» в названии указывает на его вторичность по отношению к первооснове. Это очевидно при сравнении с самоназванием «великоросс», относящемуся к коренному населению России. Украинцы поступили более грамотно, приняв в качестве самоназвания не навязанный Россией термин «Малороссия», а относительно нейтральный «Украина».

(4) Самоназвание «беларус» не вызывает ассоциаций героического или благородного свойства. Традиционная характеристика народа под названием «беларусы» – слабая, постоянно кем-нибудь угнетаемая нация, с отсталой и примитивной крестьянской культурой. В ряду ассоциаций к термину «беларус» преобладают уничижительные или негативные образы: батрак, бульбаш, деревенщина, колхозник, покорный, страдалец, угнетенный…

Нет ничего зазорного в том, что беларусы – «нацыя сялянскага паходжання», ибо это показатель аутентичности. Но возведение лаптя в культ – явный перебор. Такой подход вызывает негативное отношение к собственному самоназванию и ко всему, что с ним связано.

(5) Государство под названием «Беларусь» было реализовано не как национальное государство беларусов, а как интернациональное государство «советской традиции». Термин «Беларусь» вызывает такие ассоциации как «заповедник социализма», «этнографический округ», подавление национальной культуры, отрицание национальной истории и подобные им.

Сохраняя название «Беларусь», мы тем самым символизируем свою историческую принадлежность России. По мере укрепления финансовой и военно-политической мощи России, усиления в ней имперских настроений, вполне возможна попытка аннексии Беларуси. В этом случае бренд «белая РУСЬ» сыграет роль «исторического» и морального обоснования.

После аннексии Беларусь исчезнет как государство, а бренд «Беларусь» попадёт в архив. Шесть областей станут шестью губерниями Северо-Западного административного округа России, а беларусы станут «русскими» со смешным “белорусским” акцентом. Остатки беларуской культуры будут считаться «проявлениями регионального разнообразия великого русского народа».

Исторически молодые термины «Беларусь» и «беларусы» сыграли важную роль в нашей судьбе – они адсорбировали и олицетворили самые неприятные моменты истории (утрату свободы, крепостную зависимость, моральный и культурный упадок) и самые непривлекательные качества беларусов (равнодушие, слабоволие, покорность судьбе). Но это искусственное имя, хотя оно и стало неотъемлемой частью нашей истории.

Как известно, нынешний правящий режим не ассоциирует историю Беларуси с историей ВКЛ, Речи Посполитой и БНР. Смена названия покажет момент перехода к политической и духовной свободе. Наша задача – начать новую эру под своим истинным названием, а не навязанным извне. В процессе критического переосмысления исторического пути предков новое поколение беларусов отбросит термины «Беларусь» и «беларусы» в пользу предыдущих брендов «Литва» и «литвины».

Но для того, чтобы этот вопрос стал актуальным в беларуском обществе, нужна серьёзная просветительская работа.

Перспективы бренда «Литва»

В отличие от Речи Посполитой, где всё ясно и понятно, название «Литва» – «терра инкогнито» для основной части беларуского общества. И это вопреки тому, что для нашего народа оно имеет сакральное значение. Его правильная расшифровка – ключ к вековым тайнам и, в конечном итоге – к новому дыханию нации.

В первую очередь надо покончить с ассоциацией в нашем обществе названия «Литва» с современной республикой Летувой. Балтская Жамойтия, родственная соседним ливам и куршам, долгое время являлась колонией Пруссии, а после – Литвы, переняв язык и частично культуру хозяев (так же, как современная Беларусь переняла язык россиян). При этом жители Виленского края и других областей Беларуси – этнически один и тот же народ, но говоривший на разных языках: крещеные ятвяги – на славянском, виленцы – на дохристианском ятвяжском.

Надо отбросить российскую трактовку возникновения термина от мифического народа-племени под названием «литва» (читай – «жамойты»), которое якобы покорило «ослабленных междоусобицами и татарами (!) славян-белорусов». Наиболее аргументированной является версия о происхождении термина от местного названия воинской касты – «литва» или «лютва», связанного с тотемом воинов-язычников – волком (“лютом”). В контексте православных летописей слово «литва» используется как синоним слов «войско», «дружина» применительно к языческой Беларуси («литве поганой»). А в немецких хрониках обязательным атрибутом одежды пруссо-ятвяжских воинов являются волчьи шкуры.

Бренд «Литва» является историческим и духовным наследием беларусов. Несомненно, его возвращение вызовет недовольство в России и Летуве. Однако ничто действительно ценное не падает в руки само, без борьбы. Нам придётся доказывать делом, что времена нашего упадка кончились. Мы переходим из фазы пассивного созерцания в режим активного национального созидания: чужие кандалы мы отдадим прежним владельцам, а свое историко-культурное наследие вернем себе.

Названия «Лiтва» («Вялiкалiтва») и «лiтвiн» имеют наиболее мощную историко-политическую основу для того, чтобы стать «новыми старыми» названиями государства и народа.
Психотерапия : http://psycho.by/

д-р Юдик

  • www.yudik.org
  • Администратор
  • Державный Великий Верховный Инспектор
  • *
  • Сообщений: 6692
  • Респект: +0/-0
  • Пол: Мужской
  • Добрейший местный главврач и джидай Мэлмока
    • www.yudik.org
Пруссия

Из контекста беларуской истории вырван мощный геополитический бренд – «Пруссия». Сегодня почти никто не знает, что языческая балтская земля Пруссия, была прародителем ВКЛ. Пруссы, имевшие зачатки государственности, это западная ветвь ятвягов. После вторжения тевтонов часть населения Пруссии ушла на территорию современной Беларуси. Там государственная традиция Пруссии возродилась на новом уровне, в форме ятвяжского государства – ВКЛ.

Местные и пришлые ятвяги, консолидировавшись в единую Литву, очистили свои этнические земли – Полесье и Подляшье (Белосточчину) от оккупационной власти волынских, киевских и польско-мазовецких феодалов, объединились с балтской Полотчиной и Смоленщиной. Долгое время ВКЛ пыталось отвоевать и утраченную Пруссию.

Сталин вполне обдуманно отдал Польше Белосточчину, Летуве – Виленский край и город Друскеники (ныне Друскеникай). Тем самым Беларусь оказалась не только ментально, но и географически отрезанной от Пруссии и других исконно ятвяжских земель.

Антибренды беларусов

У беларусов есть множество антибрендов, негативно влияющих на развитие нации. По сути, антибрендами можно назвать всю государственную символику, одобренную нынешним режимом, начиная с советского флага, герба и гимна и заканчивая трафаретным образом беларуса – терпеливого до трусости и покорного до холуйства крестьянина-колхозника. Антибрендом является современное самоназвание, а также выдуманные названия «предков-славян» – дреговичей и радимичей. Все эти антибренды надо научно и идеологически нейтрализовать и постепенно вывести из оборота.

Новые бренды беларусов

Сегодня нам необходимы новые национальные бренды. Они должны иметь реальную историческую и культурную базу, ментально связывать беларусов со своей историей, подчёркивать самобытность народа, являться предметом гордости.

Главным брендом беларусов, несомненно, должно стать самоназвание, которое беларусы должны выбрать из нескольких вариантов, имевших место в истории (Литва, Ятвязь, Крыўя).

Вместе с этим в национальную жизнь должны вернуться:

1. Погоня – государственный герб, символ всеобщей мобилизации в случае опасности.

2. Бело-красно-белый стяг – национальный флаг беларуского государства, символ мужества и национальной независимости.

3. Литва – название государства, либо его вооружённых сил.

4. БНР – сегодня это более значимый бренд, чем БССР или Республика Беларусь. БНР – эпохальный момент национальной истории, точка разворота от национального упадка к суверенному государству. БССР, которую не планировала большевистская власть, возникла в противовес БНР – как политический компромисс. А республика Беларусь возникла в результате распада СССР, явилась преемницей коммунистической денационализированной БССР.

5. Статут – главный закон страны. Конституция в Беларуси должна называться Статутом, подчёркивая историческую преемственность нынешнего государства с ВКЛ.

6. Шляхта – общее название наиболее образованной части населения. Это люди с высшим и средним специальным образованием, исповедующие христианство, обладающие активной гражданской позицией.

7. Рада, сойм – названия выборных органов государственного управления.

8. Талер – название национальной валюты.

9. Гетман – министр обороны.

10. Пан, пани, панове – уважительное обращение к гражданам.

11. Калюмны – название резиденции главы государства, либо здания одного из силовых ведомств, аналог Белого Дома и Пентагона в США, Кремля в Москве. Знак «Калюмны» должен стать одним из символов государственной власти.

12. Дуб – дерево жизни, с древности почитаемое беларусами. Дуб должен стать символом жизненных сил нации. Снова должно стать обычаем почитание дубов, находящихся в знаковых местах городов, поселков, деревень.

14. Зброя – оружие предков. Беларусы – шляхетская нация, оружие предков должно быть особым символом и предметом гордости беларусов. Наряду с орденами и медалями, шляхетская сабля должна войти в реестр государственных наград. Торжественную церемонию награждения саблей надо транслировать по телевидению, а элементы этой церемонии следует максимально приблизить к историческим реалиям.

15. Булава – атрибут власти. Забытый символ, который надо ввести в государственный и культурный оборот. Президент (или министр обороны) при передаче власти преемнику передаёт ему булаву – символ этой власти. Соответственно, необходимо вернуть из зарубежных хранилищ украденные у нас оригиналы, либо сделать копии булав великих князей и гетманов ВКЛ.

16. Паны-рада – совет магнатов, то есть лиц, обладавших реальной властью на наших землях во времена ВКЛ и Речи Посполитой. Термин «Паны-рада» может заменить выражение «депутаты Верховного Совета».

17. Национальные герои – великие люди, являющиеся гордостью нации. Это политики, полководцы, мыслители, литераторы, ученые, борцы за свободу и другие персоны, значение которых сегодня замалчивается.

18. Исторические знаковые события – образование ВКЛ и БНР, великие битвы (на Синей Воде, Грюнвальдская, Клецкая, Оршанская и другие).

19. Исторические места, где происходили ключевые события нашей истории: Полоцк, Вильня, Гродно, Новогрудок, Смоленск, Кревский, Несвижский, Мирский и другие замки.

3. Основные реформы, необходимые беларускому национальному государству

Современное государство Республика Беларусь пока не является национальным государством беларуского народа, а играет роль буфера между Россией и Западной Европой. В нём еще не исчезла антинациональная традиция «зачистки» исторической памяти, пропаганды обезличенных «совковых ценностей.

Вместо национальных символов используется коммунистическая символика БССР; «белорусский экзархат» Российской православной церкви ведёт активную пророссийскую деятельность; информационное пространство страны замкнуто на Россию; система школьного образования не формирует национальное самосознание; памятники и городская топонимика денационализированы, унаследованы от советской эпохи. Само название страны (Бела – Русь) подразумевает ментальную связь с Россией и как бы обосновывает существующую ситуацию. Такой курс государственного корабля неприемлем для большей части беларуского общества, ведёт к его поляризации и расколу.

Для реализации себя в качестве полноценного независимого государства и самодостаточной нации, Беларуси необходима концептуальная смена государственной идеологии. Нужна РЕВОЛЮЦИЯ ДУХА на основе национальной идеи, способной сплотить нацию. Неважно, кто предложит ее – существующая власть, оппозиция, или какая-то «третья сила».

На государственном уровне внешние проявления этой революции должны начаться с переосмысления истоков происхождения беларуской нации и уточнения смысла национальных ценностей. В русле этих перемен необходимо осуществить следующие концептуальные реформы в обществе и государстве.

Изменить концепцию происхождения беларусов со славянской на балтскую. Это вырвет беларусов из российского контекста, утвердит как самостоятельную нацию, имеющую собственную этническую основу. Это лишит идеологической базы претензии России, считающей Беларусь частью своей территории (Северо-Западным краем), а беларусов – ветвью русского народа. Беларусы – балтский народ, в силу исторических причин перешедший на славянский язык восточного христианства.

Изменить концепцию государственной преемственности от Киевской Руси на традицию Великого княжества Литовского. Это утвердит беларусов как народ, имеющий собственную традицию государственности.

Изменить ключевую характеристику нации. Советская характеристика утверждала, что беларусы – нация исключительно крестьянская. Надо ввести принципиально иной тезис: беларусы – нация крестьянско-шляхетская. Этот шаг позволит реализовать аристократическую составную беларуского народа, искусственно подавлявшуюся в течение двух последних столетий.

Нацию формирует национальная элита. Долгое время и в Речи Посполитой, и в Российской Империи наша элита была денационализирована. Дети нашей земли отдавали свои таланты служению чужим интересам, в ущерб своему народу.

Работу по превращению беларуского народа в нацию начали наши пророки Константин Калиновский, Янка Купала и Вацлав Ластовский. Они обратились к крестьянскому сословию потому, так как оно было наиболее многочисленным и в наименьшей степени затронуто чужеродным (польским и российским) влиянием. В результате возник своего рода культ крестьянства. Беларуская нация впервые позиционировала себя в облике «крестьянского народа», «тутэйшых». Это был первый и необходимый этап в формировании нации.

Советская и просоветская историография всегда скрывала тот факт, что герои и пророки «крестьянской нации» – поэты, революционеры, политики, лидеры национального движения, основатели БНР – были шляхетского происхождения. Большинство их получило воспитание в традициях российской или польской культуры, но сознательно перешло на сторону своего народа.

Надо официально признать, что возрождение беларуской нации начала беларуская шляхта, являвшаяся единственной просвещенной силой и элитой нашего народа в XIX веке и в начале ХХ столетия. Шляхетство, как общественно-культурная сила, должно быть полностью реабилитировано и возвращено беларускому обществу, его культуре и истории.

Однако не только это определяет шляхетскую составную беларуского народа. Шляхетское сословие в ВКЛ, а затем в беларуско-литовских губерниях России было по европейским и российским меркам массовым. Шляхта в начале XIX века составляла около 15 % населения края (для сравнения – дворянство в России чуть более 1 %). Именно поэтому царский режим приложил огромные усилия к тому, чтобы превратить основную часть шляхты в «однодворцев» или в горожан, вследствие чего она слилась с крестьянским и городским населением.

Изменить название страны и народа. Беларусы должны осознать, что названия «Белоруссия» и «белорусы» являются колониальными. Их придумали для наших предков в конце XVIII века власти царской России специально с целью замены терминов «Литва» и «литвины».

Согласно фальшивой российской трактовке, наши земли будто бы «исстари» назывались Белой Русью. Беларусам настойчиво предлагали (и до сих пор продолжают предлагать) версии происхождения термина «Белая Русь» от белых одежд крестьян, от преобладания светлых волос у населения, вследствие независимости от татар и т.д. Однако всё это – выдумки для необразованных «тутэйшых». Белая, Чёрная, Червонная и другие цветные «Руси» – понятия московские, обозначающие те земли соседей, на которые претендовала Московская держава (затем Российская империя). Никогда наш народ не называло себя бело-, чёрно-, красно- или какими-то другими цветными русами.

Современное русское название «белоруссы» произошло от московского термина «белорусец» – общего названия православного населения Речи Посполитой во времена «хмельничины» (середина XVII века). Оно относилось, прежде всего, к крестьянам, так как шляхта и горожане Беларуси к тому времени практически все были католиками или униатами. Таким образом, слово «белорус» – это термин, указывающий на крестьянское происхождение и православное вероисповедание московского (а не греческого) образца.

Благодаря термину «белорусы», московиты тем самым «зачислили в народ» только православных крестьян, без аристократии (шляхты) и без горожан (мещан). Так наш народ лишили национальной элиты. Всех католиков приравняли к «полякам» и противопоставили крестьянам как якобы «чуждый элемент», «иноземных завоевателей».

Исходя из смысловой кодировки названия, «белорус» – это православный крестьянин, в современной интерпретации – советский колхозник, покорный трудяга, для которого главная ценность – алкоголь.

Названия «белорус» и «Белоруссия» семантически означают привязку к России. Белорус вроде как русский, но только белый – то ли «улучшенный», то ли «подпорченный», в любом случае – оторванный от «старшего брата». Такое название стирает национальное самосознание, подразумевает, что наша земля – часть России, которую следует обязательно воссоединить с «матерью-Родиной».

У беларусов не должно быть ни русских, ни польских названий, а лишь такие, которые отражают наше самобытное этническое и культурное содержание, нашу великую историю. Смена названия страны и народа выведет беларусов из российского контекста, подтвердит зрелость, независимость и самодостаточность беларуской нации, подчеркнёт её самобытность.

Новые названия должны предложить учёные, а выбрать – беларуский народ на всенародном референдуме после широкого обсуждения в средствах массовой информации. Например: название страны – Литва (Вялікалітва) или Кривия (Крыва), название народа – литвины (ліцьвіны) или кривичи (крывічы).

Заменить советскую государственную символику на национальную. Этот шаг – первый на пути к возрождению беларуской нации, самосознания и национального государства. «Погоня» – древний общенациональный символ, означающий консолидацию нации перед лицом опасности. Бело-красно-белый флаг – соответствует основным национальным цветам беларусов.

Переименовать улицы и площади во всех населённых пунктах. Вместо российских и советских названий ввести национально ориентированные. Надо уничтожить все без исключения памятники и мемориальные доски, посвященные «героям» революции и гражданской войны, «выдающимся деятелям» СССР*.

/* К вопросу о том, что война с памятниками – это якобы «война с историей». В Испании 30 лет существовала диктатура генералиссимуса Франсиско Франко, пришедшего к власти в результате кровавой гражданской войны. Иными словами, эта страна вдоволь нахлебалась тоталитаризма и «культа личности».

В 2007 году испанский парламент принял специальный закон «Об исторической памяти»! В соответствии с ним в стране демонтировали ВСЕ памятники диктатору, запретили ВСЕ символы, ритуалы, памятные даты, связанные с «победоносным шествием» франкистского режима. Отныне Франко и его сподвижников нельзя называть «верными сынами народа» или «великими гражданами Испании», нельзя гордиться тем, что они были когда-то объявлены «почетными академиками» или «почетными железнодорожниками»».

Сравните с Беларусью. Здесь память о «выдающихся» партийно-политических деятелях периода СССР заботливо поддерживается до сих пор. – Прим. ред./

Изменить состав государственных и национальных праздников. Несмотря на то, советский период для Беларуси, как и для других колоний советской России, был периодом денационализации, беларуское государство до сих пор удерживает граждан в ментальных рамках советского прошлого. В нашей стране по-прежнему отмечают праздники советской эпохи, политически давно изжившие себя, враждебные по отношению к беларускому народу. Это 23 февраля (день Красной армии, оккупировавшей БНР и упразднившей её суверенитет), 7 ноября (день большевистского государственного переворота 1917 года, уничтожившего Российскую демократическую республику); день единения народов Беларуси и России (символ обмана нашего народа) и другие.

Абсолютно затёрта эпохальная дата – 27 июля, день Независимости Республики Беларусь. Это тот день, когда Беларусь в связи с развалом СССР стала независимым государством, а беларусы – субъектом мировой истории. Но эту дату в государстве Беларусь вообще не отмечают! Ее подменили абсолютно другим по своему содержанию праздником – Днём освобождения от германской оккупации.

Не празднуется официально День основания БНР (25 марта), замалчивается или негативно преподносится сам факт существования беларуского государства до захвата его большевиками. А ведь только благодаря воле беларуской национальной элиты, провозгласившей БНР, большевистскому правительству России пришлось пойти на создание БССР вместо упразднённой республики.

День защитников Отечества и Вооружённых Сил надо праздновать 8 сентября. В этот день в 1514 году под Оршей беларуское войско ВКЛ одержало героическую победу над втрое превышающим по численности войском московского царя, оккупировавшего Беларусь.

Общенациональными праздниками должны быть все народные – Каляды, Масленіца, Ярыла, Сёмуха, Купалле, Жніво, Багач, Дзяды.

Чётко указать этнические границы. Территорией расселения беларуского этноса надо признать весь ареал балтских племен, невзирая на современную государственную и языковую принадлежность этих земель.

Беларусь должна заявить о своей культурно-исторической преемственности в отношении беларуских этнических земель, находящихся за пределами нашего государства. Население этих земель в той или иной мере сохраняет беларускую культуру, язык, самосознание, историческую память. Границы расселения беларуского этноса соответствуют границам БНР 1918 года.

На северо-западе это Виленский край в Летуве и Латгалия в Латвии.

На северо-востоке, востоке и юго-востоке этнический ареал беларусов включает многие районы Псковской, Новгородской, Калининской (Тверской), Смоленской и Брянской областей Российской Федерации.

На юге – вся украинская часть Полесья.

На западе – Подляшье. Ныне это Белостокское воеводство Польши, ряд поветов других воеводств.

Государство Беларусь и беларуский народ помнят о своих этнических родственниках, поддерживают и развивают культурные связи с ними, поддерживают культурно-лингвистическое разнообразие этнического ареала.

В случае угрозы нашим этническим территориям за пределами беларуского государства, Беларусь должна обеспечить защиту их населения адекватно возникшей ситуации.
Психотерапия : http://psycho.by/

д-р Юдик

  • www.yudik.org
  • Администратор
  • Державный Великий Верховный Инспектор
  • *
  • Сообщений: 6692
  • Респект: +0/-0
  • Пол: Мужской
  • Добрейший местный главврач и джидай Мэлмока
    • www.yudik.org
Языковая реформа. Необходимо принять Закон о защите беларуского языка, который бы обеспечил беларускому языку приоритетное положение в государстве и обществе по сравнению с русским.

Беларуский язык желательно перевести на латинский шрифт. Именно на латинице начиналось беларуское Возрождение. Его заменили кириллицей сначала царские власти, а затем и советские.

Беларуский язык требуется реформировать и модернизировать. Свыше 100 лет он почти не развивался. Новый вариант языка должен обогатиться лексическими формами из различных беларуских диалектов, включить в себя многие забытые слова и выражения. Беларуский язык должен стать привлекательным для современного человека, отвечать нынешним тенденциям и реалиям.

Церковная реформа. Религиозная принадлежность до сих пор является одним из основных факторов национальной самоидентификации. В условиях многоконфессиональности и отсутствия своей национальной церкви, наш народ на протяжении столетий искусственно разделялся на «русских» и «поляков». Религиозную карту до сих пор активно используют соседи с востока и запада.

Новой вехой в истории беларуского народа должно стать возрождение беларуской униатской церкви, которая поможет консолидировать нацию.

Вместе с этим, от руководства всех церквей, действующих в нашей стране, надо требовать проведения политики исключительно в пользу Беларуси. В первую очередь это касается «Белорусской епархии РПЦ», являющейся филиалом московской патриархии, проводящей промосковскую русификаторскую политику. Она должна провозгласить автокефальность, избрать своего патриарха, покончить с односторонней ориентацией на Москву. Следует убедительно напомнить ей о существовании в православии иных духовных авторитетов – в Иерусалиме и Константинополе (Стамбуле), Афоне и Антиохии.

Любые церковные должности в Беларуси должны занимать только уроженцы нашей страны, являющиеся к тому же ее гражданами.

Денежная реформа. Существующие денежные знаки надо заменить на традиционные национальные. Никогда в более чем 700-летней истории ВКЛ и Речи Посполитой не было у нас ни рублей, ни копеек. Это деньги московских колонизаторов. Наши денежные единицы – талеры, копы и гроши. На купюрах национальной валюты должны быть изображены выдающиеся персонажи беларуской истории, а не безличные здания или животные. Курс национальной валюты уместно привязать к евро.

Административная реформа. Советские названия государственных и муниципальных органов управления, административных должностей (советы, председатели и т.п.) требуется заменить национальными названиями: сейм, сеймики, рада, канцлер, воеводы, войты, старосты, писари и т.д.

Право занимать административные должности любого уровня управления должны иметь только уроженцы Беларуси. То же самое касается избирательного права. Кроме того, целесообразно ввести ценз оседлости и образования. Предоставление избирательного права всем без разбора превращает демократию в охлократию – власть толпы.

Иммигрантам небеларуского происхождения следует предоставлять беларуское гражданство начиная с третьего колена ассимиляции.

Союзное государства с Российской Федерацией надо ликвидировать. Так называемое «союзное государство» – это средство для вялотекущей инкорпорации Республики Беларусь в состав России. Это путь к упразднению независимости беларуского государства, подспорье для территориальных, экономических и политических претензий со стороны Москвы.

Беларусь должна выйти из Союзного государства. При этом, разумеется, надо поддерживать добрососедские отношения с Россией на основе взаимного уважения и партнёрства, посредством межправительственных соглашений и договоров.

Одновременно следует выйти из СНГ. В первые годы после распаде Советского Союза это Содружество играло роль переходного образования на пути к полной политической и экономической независимости советских республик. Но к настоящему времени СНГ полностью выполнило эту задачу, его дальнейшее существование не имеет экономического и политического смысла ни для одной бывшей союзной республики – кроме Российской Федерации, стремящейся любым способом возродить прежнюю империю.

Внешняя политика. Пока что первое место во внешнеполитической ориентации Беларуси занимает Россия – с большим отрывом от всех других государств. На втором месте – страны пресловутого «Третьего мира», т.е. аутсайдеры мировой политики. Такая ситуация чревата многочисленными опасностями для нашего суверенитета.

Приоритетными должны стать отношения со странами Европейского союза, и в первую очередь с ближайшими соседями – Латвией, Летувой, Польшей. Как можно более тесные политические, экономические и культурные связи надо установить с Украиной. Тогда мы сможем реализовать давний геополитический проект единого пространства «от моря и до моря»: Прибалтика – Беларусь – Украина.

За образец оптимальной государственной и экономической модели нам следует взять Германию. С одной стороны, климатические условия Германии и менталитет немцев достаточно близки нам. С другой стороны, разность языков и культур не позволит возникнуть угрозе «размывания» беларуской культуры под воздействием немецкой, как это происходит в случае тесных контактов с Польшей и Россией.

Наше правительство должно проводить многовекторную внешнюю политику, максимально используя в своих интересах международную конъюнктуру.

Видимо, Беларусь еще долго нет смысла претендовать на членство в Европейском Союзе. Это даст нам полную свободу действий в отношениях со странами Третьего мира, позволит избежать массового наплыва людей чуждых нам рас, религий и культур.

Демографическая и миграционная политика. Оптимальная численность населения Беларуси должна составлять 20—25 млн. человек, вместо нынешних 9,5 миллионов.

Для достижения этой цели государство должно создать хорошо продуманную систему экономических, социальных, материальных и культурных условий (стимулов). Например, культурным стимулом является пропаганда традиционной многодетности беларусов, тезис о прямой зависимости благосостояния и жизнеспособности народа от уровня рождаемости (и смертности). Пример социального стимула – предпочтение при приеме на работу отцов, имеющих трех и более детей. Материальный стимул – надбавка к заработной плате и к пенсии в случае рождения второго, третьего и следующего ребенка.

Трое детей должны считаться нормой для беларуской семьи.

Одновременно с этим требуется создать благоприятные условия для реализации в Беларуси интеллектуального и трудового потенциала наших давних и недавних эмигрантов (включая их потомков).

Государство должно обеспечить режим поощрения для участия беларусов зарубежья в национальном строительстве. Например, максимально упростить порядок процедуру получения беларуского гражданства, открытия предприятий и фирм, перемещения капитала, приобретения недвижимости и т.д.

Налаживание тесных связей с беларускими диаспорами. Диаспора – это оплот и общественно-политическая сила нации за пределами государства. Но в настоящий момент власти Республики Беларусь сотрудничают только с консервативной частью беларуской диаспоры в Российской Федерации, настроенной в своем большинстве в пользу России или даже просоветски.

Такие крупные и богатые диаспоры как канадская, американская, аргентинская, английская, германская, австралийская и другие устранены из общественно-политической жизни государства по вздорным политическим мотивам. В результате наша страна лишена огромного человеческого, материального, культурного и политического ресурса. Абсолютно необходимо привлечь представителей беларуских диаспор к участию в общественной, культурной и политической жизни Беларуси. Возможно, депутаты от диаспор могут войти в состав парламента.Или же следует создать специальный консультативный орган, полностью состоящий из лиц, делегированных диаспорами в разных странах зарубежья.

За пределами Отчизны проживают до 6 миллионов беларусов. Государство должно создать условия для возвращения хотя бы части их на землю предков. Беларусы за рубежом должны постоянно ощущать заботу и заинтересованность в них со стороны национального государства.

Беларусы зарубежья, не имеющие беларуского гражданства, должны иметь возможность получать свидетельство, подтверждающее беларуское этническое происхождение (аналог «карты поляка»). Оно частично уравняет права беларусов зарубежья с правами граждан Беларуси, позволит им рассчитывать на покровительство беларуского государства.

Экономические реформы. Для того, чтобы превратить Беларусь в новый Тайвань, Гонконг или Сингапур, требуется прежде всего создать максимально благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса. Несмотря на множество заявлений чиновников разного уровня, до этого нашей стране еще очень далеко.

В условиях неуклонного приближения глобального продовольственного дефицита, особую поддержку должны получить частные предприятия сельскохозяйственного сектора экономики.

Приватизация крупных промышленных госпредприятий должна происходить «прозрачно», с привлечением крупных международных финансово-промышленных институтов и с учётом стратегических национальных интересов. Приватизацию малых и средних предприятий надо ориентировать на представителей беларуского бизнеса.

В обязательном порядке надо создать оптимальный климат для инвестиций зарубежного капитала. Без этого невозможно ни техническое перевооружение имеющихся предприятий, ни строительство новых.

К сожалению, и в этом вопросе беларуские власти все еще топчутся на площадке где-то между большевистским НЭПом и большевистскими колхозами. Но время не идет, а бежит, оно работает против тех, кто «крепок задним умом», кто по-крестьянски привык мерить даже не 7 раз, а 27, прежде чем решиться сделать то, что давным-давно очевидно всем нормальным людям.
Психотерапия : http://psycho.by/

д-р Юдик

  • www.yudik.org
  • Администратор
  • Державный Великий Верховный Инспектор
  • *
  • Сообщений: 6692
  • Респект: +0/-0
  • Пол: Мужской
  • Добрейший местный главврач и джидай Мэлмока
    • www.yudik.org
Как я полюбил беларуский язык ?
« Ответ #5 : 03 Октябрь 2014, 23:05:22 »
У меня несколько версий.  Вот одна из них :


Гэта вельмі доўгія гутарка. І тэма не простая. Я магу сказаць толькі пра сябе, пакуль кароткае: цікавасць да беларускай культуры ў мяне з'явілася зусім нядаўна, і прычына яго - жыццё ва Украіне і камунікаванне з украінцамі. Яны натхнілі сваім прыкладам, сваім дачыненнем, каханнем да нацыянальных традыцый. Зусім усё пачалося з украінскай музыкі, якая пранімае да глыбіні душы. Не. Сапраўды пачалося з украінскіх дзяўчын : ).

Потым у маім жыцці быў складаны ланцужок падзей, кожнае з якіх згуляла сваю асобную ролю, недзе мацней, недзе нязначнае. Але ў выніку я памяняў у цэлым дачыненне да беларускай культуры і мовы, з абыякавага на цікаўнасць, . Апошнія падзеі - гэта сустрэчы з беларусомовными цікавымі і мудрымі людзьмі. З адным з такіх я ездзіў зімой у Кіеў, на Майдан...
Даканцова пявучасць і жвавасць мовы я адчуў, калі стаў слухаць аўдыякніжкі В. Караткевіча. Пасля гэтага цяжка не пакахаць родную мову, якую не вучыў у дзяцінстве, і на якой ніколі не размовляў...

Сёння я назіраю ў некаторых людзей цікавасць да беларускай мовы - як альтэрнатыву русскай. Часта гэта злучана з негатыўным дачыненнем да Расіі. У мяне іншая матывацыя. Быўшы 100% рускамоўным чалавекам, я імкнуся да беларускай культуры з прычыны яе прывабнасці. А не адштурхваючыся ад рускай, якая для мяне заўсёды застанецца першай. На курсах - вельмі пазітыўныя і свойлівыя людзі, адкрытыя і творчыя. Усіх вякоў. Ёсць рассійцы, і нават адзін сірыец (араб) - прыемны юнак, студэнт-медык.
На сустрэчах (язык не паварочваецца назваць іх урокамі) - нязмушанае камунікаванне, шмат гумару, жартаў, і што важна - абсалютна не распальваецца ніякай міжнацыянальнай нянавісці. Тут усім добра, і ўсё адзін аднаму любыя. Вучым мову і знаёмімся ...
Психотерапия : http://psycho.by/

д-р Юдик

  • www.yudik.org
  • Администратор
  • Державный Великий Верховный Инспектор
  • *
  • Сообщений: 6692
  • Респект: +0/-0
  • Пол: Мужской
  • Добрейший местный главврач и джидай Мэлмока
    • www.yudik.org
Мацкевич: Белорусизация сверху - это просто перехват оппозиционных лозунгов, имитация нацвозрождения


Белорусские власти впервые проведут День вышиванки в канун ежегодного Дня независимости, который отмечается 3 июля. Олимпийская сборная Беларуси поедет в Бразилию в форме с национальным орнаментом.

Минобразования решило увеличить в школах количество часов преподавания предметов на белорусском языке, а Александр Лукашенко накануне президентских выборов 2015 года пообещал разобраться с вопросом увековечения в Беларуси памяти жертв сталинских репрессий, о чем обычно власти предпочитают молчать.

В интервью DW глава Агентства гуманитарных технологий (АГТ) Владимир Мацкевич объяснил, зачем официальному Минску понадобилась "мягкая белорусизация".

По мнению эксперта, этот процесс был запущен сверху с целью косметического ремонта государственной идеологии.

- Историческая символика независимой Беларуси - герб "Пагоня" и бело-красно-белый флаг - после референдума в апреле 1995 года были заменены на напоминающие советские герб и флаг. Это случилось менее чем через год после прихода Лукашенко к власти. Зачем он теперь начинает использовать риторику национального возрождения?

- В сложной экономической ситуации властям необходима консолидация общества. Ничего лучшего, чем объединение вокруг национальной темы и любви к родине, Минск придумать не может, ведь наиболее удобная идеология для диктаторских режимов - идеология националистическая.

Возможно, власти и не имели бы ничего против исторических символов, если бы они не были закреплены в общественном сознании за белорусской оппозицией. Лукашенко пришел к власти с лозунгами восстановления СССР. Все эти годы он следовал предвыборным обещаниям, упуская для себя выгоду от эксплуатации национальной идеологии и национальной идентичности.

Теперь, когда оппозиция утратила свою популярность, ничто не мешает режиму использовать национальную риторику для своих нужд. Надо сказать, что этот процесс был запущен лет 5 назад, когда в дискурс госидеологии были ангажированы молодые, нерадикальные политологи из некоторых аналитических центров. Оттуда и пошла волна обсуждения "мягкой белорусизации", либеральной эволюции, движения в сторону Европы - тенденций, которые, на мой взгляд, сильно преувеличены.

- Насколько важной для Беларуси является проблема возврата к национальным корням?

- Декларируя равенство двух государственных языков, русского и белорусского, государство поддерживает исключительно все русскоязычное. Белорусскоязычная часть нашей культуры находится в маргинальном состоянии - при том, что идут очень интересные процессы в литературе, в театре, в музыке. Парадокс - но преподавание в школах ведется на русском, а языку титульной нации отведены часы, как иностранному.

Более четверти века Беларусь является независимым государством, но значительная часть населения живет представлениями, что у нас никогда не было собственной государственности и культуры. Молодежь учат по учебникам, которые не формируют ни национальное самосознание, ни национальную идентичность. Аспекты исторической памяти, истории, культуры делают фактом общественного достояния энтузиасты, а на госуровне все это замалчивается.

- Какую роль играет российский фактор в определении культурной политики Беларуси? Некоторые СМИ в РФ даже на вышиванку отреагировали предупреждением, что "потворство Минска национализму приведет к Майдану".

- Режим прекрасно понимает, что национальный аспект украинских событий сильно раздут российской пропагандой, ведь на Майдане в Киеве стояло немало русскоязычных граждан, и что белорусский национализм сам по себе не представляет угрозы. Скорее к властям пришло осознание, что именно просоветская, реваншистская часть общества тормозит назревшие изменения, о которых задумались в Минске.

Но недовольства Москвы Лукашенко всерьез опасается, иначе идеологическая переориентация шла бы в Беларуси гораздо более быстрыми темпами. Он учитывает высокую зависимость страны от влияния российских СМИ, помнит, как велась информационная война России против Украины со страшилками о "фашистах-националистах" и потому осторожничает.

Например, Минск закрывает глаза на присутствие в стране разного рода пророссийских казаческих и православных групп, которые очень активно поддерживаются из РФ.

- Как далеко готовы пойти власти в процессе обращения к национальным корням?

- Влияние сторонников белорусизации в среде чиновников компенсируется пророссийскими силами. КГБ, МВД, армия представляют собой противоположный полюс. Между ними нет борьбы и коренных противоречий - одни тупо стоят на своих позициях, другие готовы к более гибким формам проведения национальной политики. Соотношение этих сил и определяет темпы и ход "мягкой белорусизации".

Власти очень заинтересованы в том, чтобы усилить электоральную базу своей поддержки за счет белорусскоязычного населения. Если в 90-е годы считалось, что Лукашенко поддерживают только пенсионеры и красный директорат, сейчас у него есть опора и в госаппарате, и у значительной части молодежи и среднего класса, приветствующей возврат к национальной символике.

Но само по себе обращение к национальным корням никакого расширения гражданских свобод не подразумевает. Белорусизация сверху - это просто перехват оппозиционных лозунгов, имитация национального возрождения. Главная цель - косметический ремонт госидеологии для сохранения власти. Так что пустая форма использования символики - это все, что может позволить себе режим.

Текст скопирован с сайта  dw.com

666

« Последнее редактирование: 02 Июль 2016, 09:31:18 от д-р Юдик »
Психотерапия : http://psycho.by/

Форумы д-ра Юдика


 

massag.by


psycho.by NLP


milonga.by .


lek.by



psycho.by, Tango-therapy, sex, love, dancing